02. 10. 23
Проблема доставки тел в Бюро судмедэкспертизы до сих пор не решена.

Невыполнимая задача
В мае прошлого года в правительстве Новосибирской области прошло совещание по определению источника финансирования доставки трупов в места проведения патологоанатомического вскрытия и судебно-медицинской экспертизы. Триггером стало письмо главка МВД по Новосибирской области на имя губернатора Андрея Травникова с просьбой оказать содействие в вопросе финансирования отделения круглосуточной доставки трупов на судмедэкспертизу.
Казалось бы, чего проще? Поиск источников финансирования не такая уж невыполнимая задача. В конце совещания заместитель губернатора Юрий Петухов дал заинтересованным ведомствам неделю, чтобы решить эту проблему. Прошло больше года, источники финансирования не найдены. Проблема повисла в воздухе.
Схема доставки тел в Бюро судмедэкспертизы НСО и на патологоанатомическое вскрытие только на первый взгляд кажется элементарной. В ней сошлось так много интересов разных ведомств и служб, что их клубок не могут разрубить уже больше года. Что же это за интересы? Но сначала о том, как все начиналось.
Кто возит?
В 2006 году департамент здравоохранения Новосибирской области издал приказ «Об организации круглосуточной доставки трупов в областное Бюро СМЭ». Его подписал тогдашний начальник департамента Никита Тов, не раз замеченный в «странных» решениях, в частности, в пользу коммерческих фирм. В Бюро был создан автотранспортный отдел. Он имеет пять автомобилей, кстати, не самой первой свежести, и финансируется из средств самого Бюро, заработанных от коммерческой деятельности.
У морга Бюро СМЭ НСО.
Минздрав НСО государственного задания на перевозку тел не давал, а соответственно, не финансировал. Это подтвердил на прошлогоднем совещании и министр здравоохранения НСО Константин Хальзов. Он сообщил, что у министерства на данный момент средств на перевозку нет. Любопытно, что в приказе источник финансирования определен – бюджет области.
Бывший руководитель Бюро СМЭ Владимир Новоселов, при котором был создан автотранспортный отдел, скорее всего, закрыл глаза на проблему финансирования. Он был владельцем соседнего с Бюро здания (в 15 метрах), которое сдавал в аренду ритуальным фирмам.
Слева здание Бюро СМЭ, справа – прощальные залы коммерческих ритуальных фирм.
Получая гешефт от фирм-арендаторов, а также платных услуг судмедэкспертизы, Новоселов легко справлялся с собственной службой доставки. Запустив, при этом, на свою территорию специальный отдел по выдаче свидетельств о смерти ЗАГСа НСО, он стал полновластным хозяином части рынка ритуальных услуг. В его «распоряжении» имелись персональные данные об умерших людях, которые легко перетекали в ритуальные фирмы, арендующих площади у него же.
Владимиру Новоселову было хорошо, фирмам, которые у него арендовали площади, тоже. Плохо было лишь тем, кто не имел доступа к персональным данным усопших людей, либо сознательно отказался работать, незаконно покупая информацию в медучреждениях и экстренных службах.
После ухода Владимира Новоселова с должности руководителя Бюро СМЭ НСО и перерегистрации коммерческого здания на другое имя, проблема финансирования обострилась. Минздрав НСО по-прежнему денег на автотранспортный отдел не давал, и новому руководителю Дмитрию Кошляку он стал обузой. Несмотря на то, что Кошляк – это креатура самого Новоселова, у нового руководителя, кроме коммерческой деятельности Бюро, нет дополнительных средств на содержание доставочного автотранспорта. Дмитрий Кошляк и на прошлогоднем совещании отказывался от него, и на нынешнем сентябрьском Наблюдательном совете по вопросам похоронного дела в городе Новосибирске вновь подтвердил свое нежелание заниматься доставкой.
Интересы
Возят тела, на самом деле, все, кому не лень. Если родственники умерших не понимают, что доставка тела в морг – это бесплатная услуга, то «черные» ритуальные агенты (те, кто приходит в дом без приглашения), а также фирмы, выставляют немалую цену за перевозку. Кстати, если такому агенту удалось договориться с клиентом, он может по телефону отменить даже начавшуюся доставку силами Бюро СМЭ. Кроме того, служба доставки Бюро СМЭ не всегда может прибыть на место кончины быстро. Иногда приезд затягивается на несколько часов, на чем спекулируют «черные» агенты, призывая воспользоваться их платным автотранспортом.
Первые, кто заинтересован в том, чтобы проблема доставки тел оставалась в прежнем состоянии – это ритуальные фирмы, которые недобросовестно конкурируют на рынке. А их в Новосибирске, по некоторым данным, более сотни. Недавно до нас дошла информация, что в одной из больниц Новосибирска нелегально действует связка «санитар-ритуальный агент». Первый поставляет другому персональную информацию, второй осуществляет похороны. Кстати, он недавно приобрел несколько автокатафалков для перевозки, в том числе и для Бюро СМЭ.
Вторые интересанты, пусть опосредованно, – это экстренные службы и работники системы здравоохранения, в том числе – сотрудники регистратуры морга Бюро СМЭ. Именно они являются источником информации для «черных» агентов об умерших людях. Если изменить процедуру доставки, как это сделано в других городах России, переадресовав ее кому-либо из коммерческих фирм на условиях бюджетного дотирования, то эта статья прибыли уйдет из серой зоны. Между прочим, такой подход даст дополнительный налоговый доход в казну Новосибирска.
Приведем лишь один пример. Из Ханты-Мансийского автономного округа нам ответили, что доставка умерших не входит в обязанности учреждения. В большинстве городов страны этим занимаются либо полиция, либо коммерческие предприятия. Добавим, что в 2020 году Арбитражный суд Западно-Сибирского округа подтвердил, что администрация Сургутского района на законных основаниях заключила контракт на перевозку до моргов трупов и частей тел с частной компанией. Ранее аналогичную позицию заняли суды первой и апелляционной инстанций. Так что препятствий для изменения системы доставки нет.
На прошлогоднем совещании в правительстве НСО начальник департамента промышленности, инноваций и предпринимательства Виталий Витухин заявил, что с этой задачей могло бы справиться МКУ «Ритуальные услуги», которое входит в состав его департамента. Для этого муниципальному казенному учреждению необходимо 12 миллионов рублей в год. Думается, найдется немало и приличных ритуальных фирм, которые могли бы взять на себя перевозку тел в морги.
О чем это?
Директор специализированной службы МУП «Похоронный дом «ИМИ», депутат городского Совета Сергей Бондаренко считает, что необходимо разделить потоки криминальных и некриминальных трупов. За первых должна отвечать полиция, как это делается во многих городах России, кстати, и средства у них откуда-то находятся. За вторых – региональное здравоохранение, в бюджете которого должны быть также предусмотрены затраты. Напомним о приказе департамента здравоохранения НСО под руководством Никиты Това, что такое финансирование изначально было предусмотрено.
Тема доставки тел усопших была бы не полной, если не сказать вообще о проблематике ритуального рынка. В ней много составляющих, главной из которых является незаконная покупка информации об умерших. Коррупция в среде экстренных служб и медицинских учреждений – головная боль рынка. Несмотря на сообщения российских информагентств о реальных сроках аж до 12 лет лишения свободы, которые дают обвиняемым в продаже и покупке персональных данных об усопших, в Новосибирске незаконная торговля ими продолжает процветать.
«Черный» агент, свободно выходящий из регистратуры морга Бюро СМЭ во время пандемии.
Кроме того, вопрос, который поднимался в ходе сентябрьского Наблюдательного совета по вопросам похоронного дела в Новосибирске, это отсутствие возможности получать свидетельство о смерти в каждом районном отделе ЗАГСа. Его решение помогло бы основательно потрепать коррупцию в ритуальной сфере. У недобросовестных фирм не хватило бы сил и средств посадить в ЗАГСах каждого района своих людей.
ЗАГС ссылается на отсутствие финансирования, чтобы решить эту проблему. Нам кажется это нелепой отговоркой, поскольку речь идет о социальной проблеме. Новосибирск территориально крупный город, и ездить за свидетельством из Пашино, Первомайского или Советского районов в один из двух специализированных отделов ЗАГСа – это тяжело физически. Боюсь предположить, но руководство ЗАГСа НСО, видимо, равнодушно относится к нуждам новосибирцев. А это, согласитесь, не просто некрасиво, а как-то не по-человечески.
Тема же доставки хорошо вписывается в эту античеловеческую парадигму, поскольку все интересанты сложившейся системы в целом тянут из кошелька горожан, у которых разные доходы, в основном, небольшие. Пора бы уже неделю, длящуюся больше года, которую давал замгубернатора Юрий Петухов для решения этой проблемы, уже завершить.
Олег Панов
Фото автора